Игорь Болдин: “Из канадского хоккея мы взяли самое худшее!”

Бывший хоккеист, Олимпийский чемпион 1992 года, заслуженный мастер спорта, тренер СДЮШОР «Спартак» Игорь Болдин в интервью вспомнил золотой Альбервилль, и рассказал, что такое спартаковский дух.

ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ИГРАТЬ В ХОККЕЙ

- Вы работаете детским тренером. Как вам молодая поросль?
- Хотелось бы, чтобы детскому хоккею уделяли больше внимания. Надо сделать так, чтобы школы принадлежали команде мастеров. Мы все-таки готовим игроков для конкретного клуба и приносим ему пользу, а обратной реакции нет. Также одной из проблем всего детского хоккея является недостаточное финансирование. Например, в «Спартаке» форма покупается только хоккеистам, которые показывают какие-то результаты. Остальным ребятам амуницию приобретают родители. Это не правильно, все должны быть равны. Сегодня, например, какой-то ребенок не дотягивает до лидеров команды, но на следующий год он может выстрелить и уже будет на первых ролях. Еще одна проблема, которую я вижу, это нежелание некоторых детей играть в хоккей. Ходить в спортшколу ребят заставляют родители. Из этого ничего хорошего не выйдет.

- Вы знаете, как решить эти проблемы?
- Надо просто посмотреть, как строилась система подготовки в советское время. Возьмем хотя бы вопрос по зарплате тренеров. Сейчас наставник получает оклад в зависимости от того, какой возраст он тренирует. Чем старше ребята, тем выше заработок. То есть, совсем маленьких тренировать никто не хочет. И получается, что малышей обучают либо люди, которые очень любят детей и спорт, либо те, кому не дают тренировать «старших». А как было раньше. Изначально все получали одинаковое жалование, а затем заработная плата повышалась по мере увеличения твоих заслуг. Стал ты чемпионом – получи прибавку, дорос до заслуженного тренера – ещё добавят. Ценили людей за их заслуги.

- Тяжело объяснять юному хоккеисту по несколько раз то, что для вас является элементарным?
- Для меня главное, чтобы до игрока дошло то, что я хочу до него донести. А сколько раз для этого придется повторить одно и то же - не принципиально. Другое дело если человек не выполняет установку на игру. В этом случае разговор короткий: «Спасибо, до свидания!».

- С кем вам больше хотелось бы работать: с детьми или мастерами?
- С мастерами. Это более высокий уровень. Тем более я окончил институт физкультуры, высшую школу тренеров. Работал в команде мастеров, хоть и не главным тренером. Хочется проявить себя на сильнейшем уровне. С детьми тоже работать интересно, если бы не одно но. Очень сложно достичь какого-то серьезного результата, так как каждый год ты работаешь с разными возрастами. Вроде только начал добиваться прогресса с ребятами, а тебя перевели на другой год и все начинается сначала.

- Как вы относитесь к тому, что на драфте клубы могут выбрать только троих воспитанников?
- Категорически против. Считаю, игрок должен выступать в команде, которая его вырастила. Я не хочу воспитывать хоккеиста для Уфы.

В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ ХОККЕЙ БЫЛ ЗРЕЛИЩНЕЕ

- Вам хочется работать только в «Спартаке»?
- Буду рассматривать предложения по мере их поступления. Пока тихо. Хочу ли я работать только в «Спартаке»? Не обязательно. Но в «Динамо», ЦСКА, например, меня не возьмут. Там работают только свои.

- Может быть, для начала попробовать себя в ВХЛ или МХЛ?
- Я работал в фарм-клубе «Спартака» третьим тренером. Тогда у нас хорошая команда подобралась, шли на втором месте. Но, к сожалению, руководство посчитало, что должность третьего тренера лишняя. В итоге меня сократили. Есть ли обида? Нет. Я спокойно отношусь к таким вещам. Хорошо, что послали учиться в ВШТ.

- Вы играли у многих великих тренеров – Виктора Тихонова, Бориса Кулагина. Не это ли самая главная школа?
- Хороший игрок, не всегда становится хорошим тренером. И давайте называть вещи своими именами, я не учился у них, а – играл. Более того, если сейчас вводить их методы тренировок, хоккеистам тяжело будет выдержать нагрузки.

- Сегодня хоккеисты не такие мастеровитые как раньше?
- В СССР можно было набрать две, а то и три равноценные сборные. О чем-то же это говорит. Хотя раньше в чемпионате играло всего 12 команд, и конкуренция за место в составе была выше. Сегодня же в КХЛ борется много клубов и на всех не хватает хороших хоккеистов, а пустоту заполнять кем-то все равно надо. К сожалению, хоккей уже не такой зрелищный. Мы взяли у канадцев все плохое: бросок от синей линии и борьбу на пятаке. Нет комбинаций. Да и никто раньше не играл по оборонной схеме 1-4. Когда один нападающий играет в давление, а остальная четверка ждет соперника в своей зоне. В советский период все играли в давление. Была обоюдоострая игра. Забросив три шайбы, как правило, ты мог надеяться лишь на ничью. Обычно счет был 4:3. А сейчас забросила команда одну шайбу и сидит у себя в зоне. Я считаю, это не правильно.

- А если брать индивидуальные качества хоккеистов?
- Раньше игроки были разностороннее. Мы и пас отдать могли, и шайбу забросить, и в обороне отработать. Вся пятерка и оборонялась и забивала. Поэтому и голов было больше, потому что не знали откуда ждать опасности. Сейчас есть игрок для большинства, меньшинства, хоккеист оборонительного плана. Кто-то может только забросить, а кто-то только отдать пас. А если не пойдет игра у снайпера команды? Поэтому в защите стало играть проще. Прицепил к бомбардиру защитника, и игра у соперника разладилась.

- Сейчас разноплановых игроков можно пересчитать по пальцам?
- Есть таланты, разноплановые игроки. Просто сегодня у нас все решает агент. И вот этот «дядечка» обещает молодому игроку и его родителям великолепные перспективы за океаном. А на деле получается совсем наоборот. Ребенок уезжает за границу, а через год уже возвращается, потому что весь сезон просидел на лавке. В итоге время упущено и наверстать его не просто. Рано уезжают ребята.

- Чем отличается советский хоккей от российского?
- Советский хоккей – игра в пас. Мы старались играть умно, а не вырывать шайбу с мясом. Кстати, сейчас говорят, что одна команда перебросала другую. Я этого не понимаю. Что означает слово перебросать? Сейчас считают и броски от синей линии, и от красной. Но ведь можно бросить один раз и забросить шайбу, а можно хоть тысячу раз щелкнуть от синей линии, а толку не будет. Многие игроки даже в большинстве бросают по воротам от борта. Я этого не понимаю. В мое время, если бы кто-то щелкнул из угла при игре в большинстве, тренер сразу бы посадил на скамейку и попросил подумать над своим поведением.

В РОССИИ ВСЕГДА БЫЛ ПРЕДАН «СПАРТАКУ»

- Из «Спартака» вы уехали в Европу, когда все предпочли Америку. Почему?
- Получилось так, что после олимпийского сезона я попал в аварию. Сломал ногу. Год вообще нигде не играл. Когда восстановился, из Америки предложения уже не поступали.

- Если бы пригласили в НХЛ, поехали?
- Конечно. В то время и зарплаты в НХЛ были повыше, и проверить себя хотелось в самой лучшей лиге.

- Почему все-таки решили покинуть родную команду?
- В «Спартаке» в то время не платили зарплату, а мне надо было как-то кормить семью.

- Был ли у вас российский вариант продолжения карьеры?
- Если бы не уехал в Финляндию, остался бы в «Спартаке». Вопрос о переходе в другие российские клубы даже не рассматривался.

- Проблемы с финансированием испытывали все клубы?
- Нет. В Магнитогорске, Казани все было в порядке.

- Почему вернулись обратно?
- Мне сначала позвонил Колька Борщевский, мол, собирается хорошая команда, давай приезжай. Я узнал, что и Виталька (Виталий Прохоров – прим. Sportbox.ru) возвращается. Снова хотелось поиграть с друзьями.

ШАЛИМОВ С КАПУСТИНЫМ БЫЛИ ПОСИЛЬНЕЕ НАС

- С Борщевским и Прохоровым играть было приятнее всего?
- С ребятами я все-таки выиграл Олимпийские игры. Хотя некоторые мои партнеры были повыше классом, чем мы. Например, Виктор Шалимов, Сергей Капустин.

- Перед Альбервиллем вы не так много играли с Борщевским и Прохоровым. Как получилось быстро наладить связи?
- Мы с Виталием оба вышли из одной спортивной школы. А Колька был в душе спартаковцем. Можно сказать, что ещё до того как заиграть вместе, мы уже знали как взаимодействовать друг с другом.

- Что такое спартаковский дух?
- Команда ЦСКА стремится играть в силовое давление, в прессинг. Динамовцы учат своих воспитанников больше бросать и работать на пятаке. В «Спартаке» же всегда проповедовали комбинационный хоккей. Надо было вскружить голову сопернику так, чтобы он не понимал где право, где лево. Задачи подготовить атлетов никогда не ставилось, необходимо было смастерить хоккеистов с умной головой. Под этот стиль подбирались и тренеры, и игроки. Возьмем, например, Борщевского. Он же не смог заиграть в «Динамо», потому что там из него пытались создать машину для разрушения. А в «Спартаке» он раскрылся словно цветок. Нас никто не ограничивал, была полная импровизация. Спартаковский дух – импровизация, игра в пас, свободное игровое мышление. В нашей СДЮШОР мы как раз стараемся привить ребятам все эти качества.

- Сейчас этот дух присутствует в «Спартаке»?
- К сожалению, нет. Нет людей, которые могли бы его возродить. Ни одного воспитанника в команде не осталось. Откуда духу-то взяться!

- Как считаете, этот сезон сложился удачно для красно-белых?
- Да. С учетом состава и смены тренера. Со СКА было очень тяжело бороться. Выступили достойно. С такими игроками попасть в восьмерку уже достижение.

НА ОЛИМПИАДЕ МЫ ИГРАЛИ НЕПОНЯТНО ЗА КОГО

- Что для вас означает победа на Олимпийских играх?
- Это самая высшая награда для хоккеиста! Правда, играли мы непонятно за кого. Тогда и страны то не было. Вместо флага висел олимпийский символ, а вместо гимна звучала олимпийская мелодия. Но играли и выигрывали. Хотя, нас даже всерьез-то никто не воспринимал. Говорили: «Приехали мальчики для битья». Нашу сборную называли «детский сад».

- Что произошло в раздевалке после того как вы проиграли сборной ЧСФР?
- Мы пропустили шайбу в меньшинстве. Так Тихонов со мной, Борщевским, Владимиром Малаховым и Сергеем Зубовым полтора часа разбирал этот гол. Виктор Васильевич считал, что я с Борщевским в том эпизоде сыграл не правильно. На мой взгляд, виноваты были все. Плюс игрок, которого удалили.

- С Виктором Васильевичем можно было спорить?
- А как же. Виктор Васильевич был жестким тренером и на людях всегда навязывал свое мнение, чтобы не было никаких пререканий. Но при этом, Тихонов вызывал к себе ребят на приватный разговор. В таких беседах с ним можно было дискутировать.

- Выиграв Олимпиаду, в этом же году сборная потерпела поражение на чемпионате мира. Не было мотивации?
- Многие игроки из олимпийской сборной разъехались по своим клубам и не поехали на чемпионат мира. Команда ослабла. Хотя мы провели неплохой чемпионат, немного не повезло.

Информация с сайта Sportbox.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.