“Ледовое побоище”

"Похоже, российский хоккей скатился до нулевой отметки. Ниже – некуда".

Когда-то визитной карточкой Советского Союза были балет, достижения в космосе и хоккей. Сегодня из трех составляющих мы вправе гордиться, увы, лишь балетом. Упоминания о космосе и хоккее вызывают душевную и головную боль. Орбитальная станция «Мир» скоро прекратит свое существование. Ожидает ли подобная участь российский хоккей? 11-е место нашей сборной на чемпионате мира в Санкт-Петербурге можно было бы назвать случайностью, учитывая серебряные олимпийские медали, завоеванные россиянами в Нагано в 1998 году. Но 7-е место молодежной сборной на первенстве мира в Москве в 2001-м заставляет всерьез задуматься о проблеме. Похоже, российский хоккей достиг нулевой отметки, ниже которой скатываться некуда, да и нельзя. Сегодня честно ответить на вопрос, что происходит, соглашаются немногие. Кто-то боится, что подобные рассуждения бросят тень на его репутацию и подпортят отношения с ФХР (Федерацией хоккея России), кто-то просто разуверился в том, что в нынешней ситуации можно что-то изменить.

Александр ГУСЕВ,
олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы, многократный чемпион СССР: «Повторить судьбу великих хоккеистов не дай Бог никому».

– Возможно, то, что я скажу, на первый взгляд покажется незначительным. Я не мастер складных речей и в последнее время не раз слышал от друзей, мол, молчал-молчал, а на старости лет вдруг разговорился. На этот шаг меня подтолкнули рассуждения нынешних руководителей федерации о проблемах в отечественном хоккее. Мне кажется, что исправить создавшееся положение нельзя, отметая прошлое. Кто-то возразит: какое отношение имеют ветераны к тому, что происходит в хоккее сейчас? Но мы же сами говорим об отсутствии патриотизма, идеалов, морали и, как следствие, мотивации у нынешнего поколения игроков. И кто, как не бывшие хоккеисты, могут вдохнуть этот победный дух? Но, к сожалению, в свое время многие из нас оказались невостребованными (то же происходит и с нынешними игроками, закончившими выступать), а сегодня уже и возраст, и здоровье не те, чтобы работать с молодыми. Да и положение в обществе... На многих из нас смотрят с жалостью и сочувствием. Некогда известные на весь мир люди, приносившие славу стране, еле сводят концы с концами, а кто-то попросту влачит нищенское существование. Скажете, это тема для другого материала, но я вижу прямую связь.

К примеру, олимпийский чемпион Юрий Блинов, сыгравший в чемпионатах СССР 236 матчей, живет в 28-метровой квартире с женой, дочкой и слепой мамой. Несколько лет назад он усыновил еще и грудного ребенка погибших родственников. И никогда Юра Блинов ни у кого ничего не просил. Когда в 1999 году канадцы – участники знаменитой серии матчей 1972 года – приехали в Москву, то Брэд Парк с заокеанскими журналистами очень хотели побывать у Юры дома. Наверное, каждому понятно, как унизительно было хоккеисту выкручиваться из ситуации.

Или Женя Мишаков, олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы. Много лет он мучается с ногами. Как-то спонсоры подарили ему новую машину, но ее украли через несколько дней. Вот он и латает свою старенькую «Волгу».

За годы спортивной карьеры мы ничего не накопили. И когда в Москве проводится Кубок «Спартака», ужасно стыдно, что после матча звезд НХЛ с ветеранами у многих из нас в глазах стоит немой вопрос: а дадут ли денег, хоть сколько-нибудь? Думаете, энхаэловцы этого не понимают?

Мне еще повезло. Вместе с Александром Мальцевым и другими ветеранами мы создали команду «Русское золото». Ездим на турниры, правда, не часто. Тренируемся минимум раз в неделю. Благо, сил еще хватает, не дай Бог выйдешь из строя – лишишься и этого. Поэтому мало-мальски талантливые ребята и стараются уехать за границу, хотя бы на какой-то период они обеспечат себя.

Проблема, на мой взгляд, в том, что мы не создали нормальной моральной атмосферы в нашем хоккее. Руководители ФХР не научились самому главному – уважать игроков. За последние годы мы только преуспели в критике признанных талантов. Что бы ни случилось, во всем виноваты легионеры. Но давайте честно посмотрим правде в глаза. Не мы ли подбирали этих самых легионеров для сборной? Анализировали, в какой они форме, просматривали их последние игры и результаты накануне чемпионатов? Я говорю «мы», не отделяя себя от нашего хоккея. Да и где же наша российская сборная, наши таланты, которые умеют и могут побеждать? Будем упрекать заокеанских тренеров, что плохо подготовили российских хоккеистов к мировым чемпионатам? Наивно и смешно. А вот не смешно то, что мы не видим главного: рубим сук, на котором сидим. Сегодняшнее поколение мальчишек не может помнить Александрова, Альметова, Боброва и других прославленных хоккеистов. Но они знают и любят Фетисова, Могильного, Федорова, Буре... Однако руководители ФХР в отношении игроков Национальной хоккейной лиги высказываются лишь негативно. Недаром в одном из интервью жена Славы Фетисова Лада с болью сказала: «В НХЛ за твой контракт из тебя выжмут все, чтобы заработать на тебе в два раза больше. Это бизнес. Так почему же не порадоваться за своих пацанов, на которых смотрит весь мир? Они ведь твои, родные, русские! А их только поливают».

Наверное, за все эти годы мы научились одному: рушить до основания, не думая, что будет затем... А надо строить, наводить мосты, менять психологию, учиться уважению и объединяться. Разбрасываясь талантами, мы ничего хорошего не добьемся.

Вячеслав АНИСИН,
трехкратный чемпион мира, семикратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка европейских чемпионов: «Рыба гниет с головы».

– Меткая пословица. К сожалению, нынешняя ситуация в российском хоккее представляется мне куда более сложной. Разрушен фундамент, на который опирался отечественный хоккей. Я имею в виду детские школы. Мне возразят, мол, сгущаю краски, что в одной только Москве построено десять ледовых катков, при них открыты ДЮСШ и, следовательно, не сегодня-завтра наш хоккей вновь заблистает талантами. Сомневаюсь, и на то есть веские причины.

Во время молодежного чемпионата мира я разговаривал со старшим тренером сборной США Лу Вайро, который высказал то, в чем мы не хотим себе признаваться: «Североамериканцы переняли у вас в свое время все лучшее, а вы взяли у нас мусор и грязь».

Приведу факты. Россия – единственная страна, где разрешены силовые приемы в детском хоккее. Следствие – травмы уже в юном возрасте. Правда, статистики такой у нас не ведется, потому как удаленные мениски или выбитые суставы никто не берется подсчитывать. А между тем, делая упор на силовой хоккей, за который в свое время мы осуждали канадцев, наши начинающие игроки теряют в технике и мастерстве. Я не раз уже поднимал этот вопрос. Руководители московского хоккея отвечали, что пытались ввести запрет на силовую борьбу, но в других городах России их не поддержали, поэтому нововведения пришлось отменить. А вот за океаном это давно уяснили. «Тяжело совершенствовать свое мастерство, тратя столько времени и сил на льду, чтобы следить за драчунами», – говорил один из лучших хоккеистов НХЛ 70 – 80-х годов Дэрил Ситтлер. Возможно, кто-то расценит как частность и то, что бортики на девяти построенных московских катках ниже нормы – 95 см вместо положенных 120 – 122. Вдобавок они не обнесены плексигласовой стенкой. Уже были случаи, когда мальчишки перелетали через борт на бетонный пол. Одному врачи удалили селезенку, другой с подозрением на двойной компрессионный перелом позвоночника долго пролежал в больнице, на растяжках. Что будет с ним дальше, пока не знает никто.

Многие юные игроки не умеют правильно кататься на коньках. Да что юные! У нас и о некоторых мастерах можно сказать то же самое. Это лишнее подтверждение тому, что в России резко снизился уровень подготовки хоккеистов. Причина? Времена энтузиастов проходят. А при зарплате, которая положена детским наставникам (девятьсот с небольшим рублей, в ЦСКА побольше – две-три тысячи), особо не разбежишься. По меркам Москвы этих денег хватит лишь на транспорт, чтобы добраться до катка. Вот и выкручиваются детские тренеры как могут.

Но главное – фальшь, которую навязывают детям взрослые дяди. Детский хоккей становится «продажным». Ни для кого уже не секрет, что место в детской команде для любимого чада можно застолбить, делая подарки. Конечно, не рядовые презенты, а, к примеру, купить тренеру машину. Бог с ним, если бы речь шла об игроке высокого уровня, который в знак благодарности преподнес своему первому тренеру автомобиль. Но я-то говорю о мальчишках. Их карьера только начинается, а они уже прекрасно понимают, что место в сборной можно купить.

Вице-президент Московской федерации хоккея Игорь Прусов ответил мне, что не видит в этом особого криминала. Мол, это же не подследственный дарит прокурору автомобиль, а родитель в знак уважения. Но что стоит за таким подарком? А то, что сегодня детские тренеры становятся заложниками. Сначала дорогостоящие презенты, потом диктуют, кого ставить в команду, как играть. И дети подстраиваются под взрослые правила игры. Ради достижения цели не гнушаются ничем. Знаю, что на Кубке Третьяка, который проходил в Москве, и коньки тупили, и форму прятали. Раньше в хоккее такого не было никогда, в него играли настоящие мужчины.

Но еще страшнее – договорные матчи у взрослых игроков. Доказать, что счет обговорен заранее, очень сложно. Но то, что все это есть, никто не станет отрицать. Перед недавней поездкой московских армейцев в Казань и Нижнекамск до меня дошли разговоры, будто исход этих игр предрешен. И хотя ЦСКА в Казани проиграл, слух о договорной игре частично подтвердился. В день матча президент «Ак Барса», он же премьер-министр Татарстана Фарид Мухаметшин, в интервью местному телевидению заявил, что накануне ему звонили из Москвы и предлагали поделиться очками. Кто мог звонить чиновнику такого ранга с подобным предложением? Уж точно не рядовой человек. «Как мне кажется, – написал в одной из спортивных газет заслуженный мастер спорта Василий Первухин, – все наши беды зарождались еще пять-шесть лет назад. В чемпионате страны началась практика договорных матчей. Топят одну команду, за уши вытягивают другую. Из-за этого молодежь никак не может раскрыться в полной мере. И самое главное, что с такой политикой никто не борется. Все чаще встречаются случаи, когда богатый клуб «заряжает» арбитров – чтобы судили в его пользу. И многие из высокого руководства об этом прекрасно знают, но палец о палец не ударят, чтобы прекратить такой беспредел».

Есть и другие факты негативного толка, например, так называемые «подставки», когда за юношескую команду выступают более старшие по возрасту игроки. За это на Кубке Третьяка была дисквалифицирована наша команда. О какой же мотивации и честной игре мы беремся рассуждать?

В наши дни хоккей стал элитным видом спорта, хотя бы потому, что не у каждого родителя хватит денег на форму для сына. Цена доходит до трехсот долларов. И хотя по-прежнему проводится детский турнир «Золотая шайба» – это уже не дворовый хоккей. Да и как он может быть дворовым, если в России нет дешевых коньков? Средняя цена – порядка 60 долларов, а учитывая, как быстро растут дети, покупать надо как минимум пару на сезон. Я как-то проехал по Москве и посмотрел, есть ли во дворах ледовые коробки и кто там катается. Есть, но немного, и катаются в основном ребята, которые занимаются в ДЮСШ. Мальчишки же, которые возились рядом, сказали, что у родителей нет денег на коньки. Когда-то Анатолий Владимирович Тарасов говорил, что сытый никогда играть в хоккей не будет. Сегодня сытые ребята играют в хоккей. Настоящим Харламовым, Мальцевым не на что купить коньки и форму. Но я уверен: нет безвыходных ситуаций. Другое дело, что сегодня Федерация хоккея России и не ищет выходов из тупика.

Владимир ЛОКОТКО, мастер спорта международного класса, обладатель Кубка европейских чемпионов, скаут команды «Нью-Джерси Дэвилз»: «Проблема не в том, что уезжают игроки».
– Сегодня часто приходится слышать, что все беды российского хоккея от того, что наши хоккеисты уезжают за рубеж. Но разве в Чехии, Финляндии, Швеции этого не происходит? Ежегодно эти страны покидают еще больше игроков. Дело в другом: у них есть кому восполнить образовавшиеся пробелы. На смену сильным игрокам приходят не менее сильные. Потому, что есть современная, эффективная методика подготовки хоккеистов, переподготовки тренерского корпуса. За счет этого уровень хоккея в Европе значительно вырос. А ведущие российские клубы порой уступают австрийским и шотландским.

Сегодня мы можем только вспоминать о былых победах советских хоккеистов и сетовать на то, что в России нет хороших игроков. Кто в этом виноват? В первую очередь Федерация хоккея России, у которой нет четкого плана работы, которая не занимается лицензированием тренеров. Никто вам не ответит на вопрос, кто является чемпионом России среди юношей и юниоров. Подобные первенства проводятся только на региональном уровне, а не так, как раньше, когда выявлялись чемпионы страны.

Хороший тренер по хоккею – в России редкость. В общей массе наши наставники работают по старинке, по конспектам пятнадцатилетней давности, что называется, на глазок. В профессиональном смысле многие из них уступают зарубежным коллегам. Зато сколько апломба! Подготовит одного-двух учеников для команды мастеров и уже считает себя сверхгениальным. Как ни парадоксально, в России по-настоящему талантливые тренеры в основном работают на периферии. В Усть-Каменогорске, к примеру. Кстати, именно оттуда и тренер Сергей Герсонский, который сейчас трудится в Омске. Пожалуй, он один из немногих, кто идет в ногу со временем: собирает информацию, штудирует литературу, просматривает горы видеокассет. Результат? Половина из его выпуска – игроки, о которых уже заговорили: Чистов, Кольцов, Пережегин, Таратухин, Головин, на подходе еще несколько талантливых ребят.

Три года назад я работал в череповецкой команде «Северсталь», и меня, честно говоря, удивило, что за один сезон у нескольких игроков вырезали мениски. В былые времена это считалось ЧП. Выяснил, что «болезнь» спровоцирована вовсе не игровыми столкновениями на льду. Это последствия неправильной методики тренировок. Другой эпизод. Юношеский чемпионат мира в Германии два года назад. Накануне турнира неожиданно назначили новым тренером сборной Валентина Гуреева. Так вот после проигранного матча он сказал нескольким игрокам: «Ладно, я-то отмажусь, когда домой приедем...» Что должны были испытывать молодые ребята? Вскоре после чемпионата, где наша команда заняла 6-е место, Гуреев уехал делиться опытом в Японию. И слава Богу.

Странно только, что подобные люди работают сегодня в Федерации хоккея России, а толковые, опытные остаются невостребованными или о них вспоминают в случае «пожара». К примеру, нынешняя ситуация с Вячеславом Фетисовым. Хоккеист и тренер, завоевавший Кубок Стэнли, ни разу не привлекался в сборную России в качестве тренера, советника или консультанта. Вспомнили о нем недавно – как о главном менеджере олимпийской сборной страны. А летом или осенью, когда в Москве он устраивал свой прощальный матч, руководители федерации не могли с ним об этом серьезно переговорить? Или бывший администратор и глава ХК «Динамо», ныне президент ФХР Александр Стеблин, его помощник, 77-летний Анатолий Кострюков, другие функционеры теперь, когда времени на подготовку к зимней Олимпиаде почти не остается, хотят заранее обезопасить себя?

Такая практика становится правилом. Руководители ФХР причины неудач российской сборной объясняют только неподготовленностью легионеров и некомпетентностью тренеров. Но ведь бывший тренер сборной России Александр Якушев накануне чемпионата мира в Санкт-Петербурге высказывал опасения, что «обстрелянным» ребятам из сборной России придется уступить свои места игрокам из НХЛ, которые после завершения сезона вряд ли смогут выступить в полную силу. Так и получилось. Якушеву просто не дали возможности управлять процессом. То, что сразу же после чемпионата он подал в отставку, свидетельствует о его порядочности, а не об отсутствии профессионализма. Руководители федерации на такой шаг ни после взрослого чемпионата, ни после молодежного не пошли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.