“Навстречу Олимпийским Играм в Лондоне”

Фиаско, которое потерпели в Ванкувере российские атлеты, в спортивном сообществе ждали давно. Как и экономике, модернизация отечественному спорту нужна как воздух.

Владимир Драчев, председатель совета директоров Спортинвестбанка, четырехкратный чемпион мира по биатлону и медалист трех Олимпиад, горячится: «Вспомните, как выглядел в фильме «Кин-дза-дза» пепелац. Вот примерно такой пепелац представляет из себя спорт в России в целом. А наши конкуренты летают на истребителях. В развитии спорта мы катастрофически отстали от Запада».

Российский спорт со времен перестройки перестал быть для страны стратегически важной областью. Да, спортсмены, выступающие на высшем уровне, получают техническое и материальное обеспечение на сопоставимом с западным уровне. Но то состояние, в котором находится в России детский и массовый спорт - кузница спортивного потенциала для любой страны, напоминает ветхий экспонат из музея.

«Была советская система подготовки спортсменов. И она зиждилась на том утверждении, что спортивные победы - доказательство преимущества социалистического строя. Поэтому в спорт вкладывались гигантские усилия и гигантские средства, как сейчас это делается в Китае. Успех в спорте переводился как успех в политике, внешней и внутренней. Ничего хорошего в этом, конечно, нет. Но был и плюс - создали систему: спортивные базы, спортивную медицину и научные институты, работающие на спорт; спортивный лифт, который готовил спортсменов с детства. Все это, увы, развалили. Не специально - перемены есть перемены», - говорит журналист Владимир Познер, который вел трансляцию церемонии открытия Игр в Ванкувере.

Базы, пусть не мирового уровня, а районного масштаба, нужно строить не только в больших городах, не менее важно - в маленьких. Чаще всего именно там рождаются будущие чемпионы, к примеру, самая титулованная российская лыжница Любовь Егорова родилась в Северске (Томская область).

«Почему не строятся базы? Должно быть огромное желание губернаторов, -- считает Владимир Драчев. - Прекрасный биатлонный комплекс в Ханты-Мансийске ведь не просто так появился, построить его было огромным желанием Александра Филиппенко. Губернаторы должны искренне любить и понимать спорт. Пока у нас сверху, от губернаторов, не будет указания помогать спорту, никакого развития не будет. На одном энтузиазме Олимпиада не выигрывается. Можно только одну случайную медаль взять».

То, что в России мало строится новых баз, плохо. Еще хуже то, что и старые порой используются не по назначению. «Те базы и трассы, которые существуют (если говорить про Петербург, то в основном в Ленинградской области), находятся в плачевном состоянии. Они есть, но застраиваются. Но это беда всей России. Скоро детям негде будет тренироваться», - говорит Любовь Егорова, шестикратная олимпийская чемпионка, ныне проректор ГУФК имени Лесгафта.

В Турине Россия по золотым медалям заняла 4-е место. Потому бессмысленно рассматривать поражение в Ванкувере (11-е место) как ошибку отдельно взятых людей. Спорт - сложная матрица, тут много составляющих и все одинаково важны. И в российском случае почти все они работают неисправно. Показателен пример с тренерским составом. Тренер - гуру. Каким бы талантливым ни был спортсмен, именно тренер раскрывает его таланты. У нас нет дефицита высококлассных тренеров. Достаются они не нам - вот проблема.

Типичная история: Нина Гаврылюк, трехкратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам, с середины 2000-х живет в США и тренирует американских школьников, вместо того чтобы тренировать родных, петербургских. Как рассказывала Нина в одном из интервью, ей просто не предложили работу в родном городе. То, что российские талантливые тренеры уезжают за границу тренировать иноземных спортсменов, - полбеды. Другая половина беды в том, что из-за низких зарплат оставшиеся тренеры порой совершают неэтичные и непрофессиональные поступки, из-за которых, если смотреть в перспективу, Россия может вообще оказаться без спортивной смены.

«Куда это годится, если олимпийская чемпионка по фигурному катанию Оксана Казакова за тренерскую работу в училище олимпийского резерва получает 4 тыс. рублей? Да, она патриот и может себе это позволить, - говорит Любовь Егорова. - А что происходит в других случаях: чтобы больше получать, тренеры приписывают себе «мертвые души» или форсируют подготовку молодого спортсмена, чтобы за его высокий результат получить надбавку. Форсировать - значит за короткий срок сделать чемпиона города или России в своем возрасте. Но достигается это за счет медицинских хитростей. Таким образом, спортсмены показывают хорошие результаты в молодом возрасте, но, придя в сборную страны, они не могут их повторить».

Александр Кашин, председатель совета директоров «ЭГО-Холдинга», вице-президент президиума Федерации волейбола Петербурга, также считает, что «на уровне детского спорта у нас все пронизано коррупцией. Тут всюду взятки: чтобы тренеры получали высшие категории, чтобы родители были довольны ребенком... В детском спорте честного судейства нет уже давно, и так почти во всех видах спорта. Думаете, у честных юных спортсменов такое положение вещей не отбивает желание тренироваться дальше?»

Другая проблема - в России отсутствует специальность «спортивный врач». Простой терапевт грамотно вести здоровье спортсмена не может, а восстановительная спортивная медицина и фармакология находятся в зачаточном состоянии.

Если перечислять все то, чего нет в России, чтобы страна смогла вновь стать одной из ведущих спортивных держав, список получится длинным. Коротко и емко описал происходящее в отечественном спорте в своем блоге Михаил Прохоров, предприниматель и президент Союза биатлонистов России: «Так и живем опять на «обломках социализма» и фанатиках-энтузиастах или со специалистами, которым пойти просто больше некуда».

Системность ошибок означает, что увольнения чиновников проблему не решат.

«Мы вечно ищем виноватых. Все усилия, всю страсть направляем на то, чтобы кого-то наказать. Говорят, что в провале виноваты спортивные чиновники. Назовите мне конкретного человека?! Валентин Писеев на протяжении многих-многих лет возглавляет Федерацию фигурного катания. В течение этих лет сплошь и рядом наши фигуристы приносили медали, а теперь не получилось. Так что, Писеев виноват?» - считает Владимир Познер.

«Отставки нужны. Но еще больше нужны грамотные назначения. Нужно принципиально поменять подход к назначению людей в спорте. Мы продолжаем назначать тех, кто имеет к спорту очень далекое отношение. А спортсмены сидят в Госдуме, вместо того чтобы заниматься тем, в чем они понимают. Если в управление придут люди, во-первых, обеспеченные, во-вторых, понимающие в спорте и сами спортсмены, как, например, пловец Александр Попов, будет хорошо», - считает Александр Кашин.

Да, Россия проиграла Олимпиаду-2010. И это обидно. Но история уже знала такие провалы.

За все годы существования зимних Олимпийских игр Норвегия завоевала медалей больше, чем любая другая страна, и привыкла быть всегда в первой тройке призеров неофициального зачета. Но в Турине в 2006 году Норвегия заняла лишь 13-е место. Никто не был уволен. Логика была другая: в спорте нельзя всегда побеждать. В Ванкувере Норвегия заняла 4-е место.

Другой пример для подражания: небольшая по числу жителей (всего 33 млн человек) страна Канада 4 года назад поставила задачу выиграть Олимпиаду в Ванкувере, о чем чиновники заявили публично. Мировое сообщество смеялось: ну что вы такое говорите, куда вам?! Канадцы разработали национальную программу под названием «Овладей пьедесталом», на которую выделили всего 180 млн канадских долларов. В чем смысл: прицельно направлять эти деньги в те виды спорта, в которых канадцы традиционно сильны. В программе участвовала вся страна, а не только государство: частые компании и отдельные энтузиасты брали на попечительство спортсменов. Финал известен: Канада выиграла за Олимпиаду 14 золотых медалей и заняла 1-е место в командном зачете.

«Чтобы не опозориться в Сочи, нужно для начала перестать строить из себя спортивную супердержаву, каковой мы уже не являемся и не будем являться еще лет десять, - говорит Александр Кашин. - И на ближайшие 4 года направить все силы и средства на те виды спорта, в которых мы действительно можем взять медали. Их немного - всего три-четыре. Второе: я бы пошел на жесткие меры. В каждом виде спорта определил бы три-пять ведущих тренеров и запретил бы им тренировать за границей. Хотят там тренировать - пусть получают другое гражданство. Но здесь им, конечно, нужно обеспечить конкурентные условия».

«Все спортсмены давно ждали такового поворота событий (про результаты Олимпиады в Ванкувере). Скажу больше - хотели его. Теперь есть надежда, что что-то изменится», - говорит с надеждой Любовь Егорова.

«Если бы мы сейчас в Ванкувере не получили по морде, бардак бы так и продолжался. И получили бы в Сочи», - добавляет Владимир Познер.

Автор статьи: Наталья Белогрудова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.