«Всё худшее — детям!»

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс

Старт хоккейного сезона подарил нам много интересных нововведений, эмоций и любопытных моментов. Каждый день появляется множество слухов и новостей, которые подвергаются критике или одобрению общественности. Но в большей степени они связаны с КХЛ, НХЛ и МХЛ. Даже "Вышка", обретя новое лицо, становится всё более популярной. А вот услышать что-либо о детском хоккее практически невозможно. Что это такое и с чем его едят, не знает, наверное, никто. Даже в поверхностном представлении в "кухне" детского хоккея разбираются немногие – "спорта высших достижений" вполне хватает. А нам бы очень хотелось, чтобы эта тема стала важнейшей в российском хоккее. Пусть КХЛ и НХЛ подвинутся в сторону, речь идёт о нашем будущем — детях.

Путь в дебри детского хоккея начнём с азов. С первых шагов юных хоккеистов и их родителей. Пройдём мы его на нашем портале до конца, попутно обсудив все тяготы и лишения простых ребятишек, мечтающих стать Овечкиными и Ковальчуками. Пусть родители, желающие отдать своего ребенка в хоккей, задумаются: а стоит ли им это делать?

Приход в секцию хоккея можно сравнить с походом в первый класс. Новые ощущения, знакомства. Каждый ребёнок ждёт от этой ступеньки в своей жизни чего-нибудь интересного, а родители хотят, чтобы их чадо росло здоровым и ждут от занятий только одного – пользы!

1

Папы и мамы жаждут, чтобы их дети учились, развивались, добивались каких-то достижений, в общем, желают своим детям всего лучшего. Однако про школу наши родители знают многое, они могут помочь своему ребенку, да и вообще в курсе всего: с чем и когда их чадо должно ознакомиться, что изучить. Тут можно опираться на собственный опыт, да и школа ни для кого не является биномом Ньютона. Тут есть чёткая программа с первого по 11-й класс, где всё разложено по полочкам. Когда и в каком классе ты будешь учить алфавит и таблицу умножения или, уже получив базовые знания, будешь готов изучать сложные предметы. В общем, всё идёт своим чередом.

Другое дело хоккейная секция. Родителей, которые знали бы этот вид спорта изнутри, практически нет. А чёткий ответ на вопрос, что такое "детский хоккей", им вряд ли кто-то даст. Всё потому что это просто невозможно! У нас в России нет программы по подготовке юных хоккеистов. Как должен строиться тренировочный процесс, какую нагрузку давать ребёнку в том или ином возрасте, как правильно питаться — этот список можно продолжать до бесконечности, но всё без толку. Ответов нигде нет.

Хорошо ещё, что в наше время существуют частные интернет-сайты, из которых можно почерпнуть некоторую информацию и получить советы от родителей из других ДЮСШ. Но на интернет-ресурсах, отвечающих за данные сведения, их попросту нет.

Возьмём, к примеру, официальный сайт ФХР. Заходим на него, кликаем надпись "Соревнования ФХР"/"Детский хоккей". На экранах компьютеров появляется целая россыпь Владиславов Третьяков. Вот вам и многочисленные Кубки Владислава Третьяка, а также школы вратарей его имени. Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Но вот только детские соревнования "Третьяками" не ограничиваются.

2

Существует ещё множество турниров, но никто о них ничего не слышит. По какому регламенту играют наши дети в чемпионатах Москвы, в первенствах Урала, Поволжья? Да и вообще, где о них можно найти хоть какую-нибудь информацию? Вряд ли Пушкин об этом писал.

Также на сайте ФХР есть такая интересная вещь, как "Комиссия по содействию развитию детского и юношеского хоккея". Попасть на эту страницу вы можете по следующей схеме: кликаем "О федерации"/"Структура"/. На этой странице помимо фамилий членов состава комиссии вы увидите и направление её работы: "Взаимодействие с ВОО Клуб юных хоккеистов "Золотая шайба" имени А.В. Тарасова, подготовка и переподготовка детских тренеров, взаимодействие с региональными федерациями и другое". Больше там смотреть нечего. Возникает вопрос: как эта комиссия готовит тренеров и, самое главное, кого конкретно она готовит? Что это такое за "взаимодействие с ВОО Клуб юных хоккеистов "Золотая шайба" имени А. В. Тарасова" и каковы его результаты? Таинственное "другое" и вовсе вызывает смех: так бы и написали, мол, больше мы ничем не занимаемся. В общем, никакой конкретики.

О разделе детского хоккея на сайте федерации хоккея Москвы и говорить нечего. Ответственные за него люди, видимо, впали в летнюю спячку и пока не проснулись, раз у них до сих пор висят результаты прошлого сезона. Да и вообще нужна ли эта ФХМ? Вопрос, сами понимаете, риторический.

Зато, дорогие родители, вы можете получить ответы на все интересующие вас вопросы на сайте федерации хоккея США. Там всё четко и доходчиво расписано. А нашим доблестным федерациям мы передаём пламенный привет и пожелания сделать хотя бы что-то: к примеру, перевести текст американских коллег на русский. Иностранными языками у нас владеют не все, а так хоть какая-то польза для наших юных хоккеистов.

3

Хотя постойте… Вы будете удивлены, но программа развития хоккея есть и у нас. Правда, томится она где-то в недрах 1974 года, и, естественно, о ней никто не вспоминает, что в принципе и правильно, ибо современный хоккей требует немного другого. Это уже давно поняли в Финляндии, Швеции и Северной Америке. Там уже разработаны единые программы по подготовке юных хоккеистов. У нас же как были одни разговоры, так и остались.

Хоккейная секция — дело не дешёвое. Мало того что форма для ребёнка обходится в круглую сумму, так ещё не факт, что вас возьмут в команду. Отбор в школы ДЮСШ зачастую происходит не по спортивному критерию. То есть, например, если один ребёнок имеет огромное желание и у него есть способности к занятиям хоккеем, а другой чуть ли не в первый раз видит клюшку и шайбу, но за его спиной стоит богатенький папа и размахивает пачкой денег, перед тренером встаёт дилемма: на ком из них двоих остановить свой выбор? Как правило, он сделает свой выбор в пользу второго. Потому что семью на зарплату детского тренера не прокормишь.

Вот и получается, что если раньше при отборе смотрели на антропометрические данные родителей, дабы определить насколько их ребёнок подходит для такой игры, как хоккей, то теперь тренер первым делом смотрит на их кошелёк. За деньги в детском хоккее можно всё. Мало того, влиятельные мамы и папы могут "зажраться" до такой степени, что именно они будут определять, кто будет играть в команде. В каких звеньях и на каких позициях. Потому что они оказывают спонсорскую помощь школе, команде или тренеру. А простые ребята со двора так и остаются на улице с разбитой мечтой просто играть в хоккей. Призывы о помощи и рассказы о творящемся беспределе в детском хоккее можно найти на частных хоккейных сайтах в огромных количествах. Такие ситуации происходят сплошь и рядом.

К слову, этот бардак творится не только при отборе в хоккейные секции, но и уже по ходу карьеры юного игрока. Так что, уважаемые родители, если вы ещё не столкнулись с финансовым вопросом, не обольщайтесь. С такого рода беспределом вы и ваш ребенок столкнётесь ещё не раз и не два.

1

В этом нельзя винить только тренеров. Согласитесь, сейчас тяжело прожить на 10-15 тысяч рублей в месяц. А ведь у многих семьи. Им нужно искать дополнительные источники доходов. Некоторые родители это понимают и, например, спокойно относятся к месячным поборам, так сказать, на нужды команды. Хотя все прекрасно понимают, что эти деньги идут в карман тренеру и зачастую данные суммы превышают его зарплату в два-три раза. Другие папы и мамы считают, что спорт у нас должен быть бесплатным. Если наставник и организовывает дополнительные тренировки, которые, естественно, платные, то, по их мнению, даже это незаконно.

Каждый имеет свою точку зрения на данную ситуацию, но ясно одно: пока к нашим тренерам относятся как к ненужному инструменту, взятки в детском хоккее как были, так и будут. Не они главные виновники процветающей коррупции в ДЮСШ. Их на это подталкивает сама система, а точнее, её отсутствие. Иной раз тренер рискует остаться без работы, если откажется ставить в состав "блатного" ребёнка, так как один звонок его папаши гарантирует ему гарантированную замену уже на следующий день. Так что наставники зачастую выступают в роли марионеток. Им говорят: "Бери" — и они должны взять, иначе: "Друг мой сердечный, не сработаемся".

Что касается единой программы по подготовке юных хоккеистов, то, например, американцы, поняв, что они начинают уступать в подготовке кадров, кардинально поменяли её структуру. В Финляндии каждый ребёнок имеет право на занятие хоккеем и, если на первых порах у него что-то не получается, его не выкинут из секции, а будут работать с ним. Про шведов и вовсе говорить нечего — просто посмотрите, сколько молодых игроков из этой страны играет сейчас в НХЛ. Причём не просто числятся в команде, а являются твёрдыми игроками основы.

И успехи этих держав пока только на юниорском и молодёжном уровне заключается в том, что каждая хоккейная федерация этих стран опять же ввела чёткую программу по подготовке юных хоккеистов. И только Россия в этом плане впереди планеты всей: готовит своё будущее наобум, авось ещё пару Малкиных вырастет где-нибудь на Урале. И если раньше это сходило с рук, то теперь все конкуренты отводят развитию своего детского хоккея очень важную роль и если ФХР не взяться за решение этой проблемы сейчас, то Олимпиада в Сочи станет последним турниром, где мы, быть может, сможем побороться за медали.

2

А пока же отсутствие единой системы приводит к тому, что мало того что в детском хоккее процветает коррупция, так ещё и тренируют наших детей не пойми кто и не пойми как.

Начнём с того, что половина тренеров ДЮСШ не имеет специального образования. Существует, конечно, группа наставников из числа бывших игроков, но есть и такие, кто вообще раньше на коньках стоял только на ночном катании. Хотя главное здесь, конечно, не то, что одни раньше играли, а другие нет. Дело в том, что они просто не знают, как работать с детьми! Они-то, конечно, считают, что они всё умеют и делают правильно. Но давно известно, что играть — не тренировать. Это совершенно две разные профессии. Прошлое профессионального хоккеиста, безусловно, плюс, но знание методики и теории хоккея – вот что главное!

Но не думайте, что устроиься тренером в ДЮСШ дело лёгкое. Нет, там тоже всё схвачено. Есть связи, добро пожаловать, нет связей: "Извините, вы нам не подходите". И плевать им на ваши знания, компетентность и квалификацию.

То, что наших детей в половине случаев обучают неквалифицированные наставники, безусловно, является одной из главных причин отсутствия достойной смены Овечкину и Ковальчуку. В России не перевелись перспективные ребята, просто мы зарываем таланты собственными же руками. А всё потому что юных хоккеистов тренируют люди, не знакомые со спецификой детского хоккея.

Опять же: была бы система с чёрным по белому прописанными требованиями к наставнику ДЮСШ, и не говорили бы мы сейчас об этом! Неужели так сложно создать программу по развитию юных хоккеистов?! У ФХР в этом сезоне забрали и Высшую лигу, развязав федерации, по сути, руки. Так почему бы не решить проблему детско-юношеского хоккея в нашей стране?! Пусть федерация протестирует действующих наставников ДЮСШ по тем вопросам, которые они просто должны знать. Уверяю вас, больше половины из них провалят это тест! Люди, занимающиеся с детьми, просто обязаны иметь специальное образование или лицензии! Тренеров-неучей даже близко нельзя подпускать к работе с юными хоккеистами!

3

Пора уже ввести единый критерий по отбору наставников ДЮСШ и создать целостную систему для подготовки юных хоккеистов, которая оградит наших детей от необразованных педагогов и даст им возможность прогрессировать. И не должен тренер ставить свои личные эксперименты при обучении детей. Вернее, он, конечно, может и даже должен креативить в работе, но только в рамках дозволенного. А это должна определить именно программа по развитию юных хоккеистов. Без неё мы так и будем топтаться на одном месте, при этом делая, " что захочет моя левая нога".

В общем, подводя промежуточный итог, можно с уверенностью сказать: тренерский вопрос нужно решать, причём чем скорее, тем лучше. Важно оградить наших детей от "грамотеев", даже не знающих теории и методики хоккея, при этом максимально обезопасив тех тренеров, которые умеют и понимают, как нужно правильно развивать необходимые качества в ребенке, чтобы он вырос в большого мастера.

Источник материала