“Современные представления о физической подготовке хоккеистов”

Павлов С.Е, Черенков Д.Р., Давыдов А.П., Павлов А.С. (РГУФКСМиТ)

В спортивной педагогике всегда считалось, что высокий уровень физической подготовленности спортсмена составляет основу для роста спортивного мастерства (А. Н. Крестовников, 1939, 1969; А. Д. Новиков, 1941, 1949; Л. П. Матвеев, 1953, 1964, 1967, 1997). При этом оговаривалась необходимость развития специальных двигательных качеств (Н. Г. Озолин, 1949, 1950, 1970; В. М. Дьячков, 1961; В. С. Фарфель, 1961; И. И. Ратов, 1962, 1967; В. В. Кузнецов, 1970; и др.).

Традиционно в спортивной педагогике принято выделять основные физические качества спортсмена: сила, скорость (быстрота), выносливость, ловкость, гибкость.

Сила большинством хоккейных специалистов воспринимается как свойство мышц развивать максимальное усилие. Чаще всего авторы различают абсолютную и относительную силу (А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин, 2000; Ю. В. Никонов, 2003; П. Твист, 2006). Абсолютная сила характеризует предельное напряжение мышц человека, измеренное динамометром или наибольшим весом поднятого груза. Наиболее легитимно определение, согласно которому абсолютная сила - это максимальное значение силы, проявленной в условиях изометрического напряжения или медленного движения с грузом (Ю. В. Верхошанский, 1997). Относительная сила (абсолютная сила, соотнесенная с массой тела индивидуума) понимается как характеристика, отражающая способность спортсмена справляться с массой собственного тела.

Один из наиболее авторитетных отечественных специалистов в области теории и методики хоккея профессор В. П. Савин (2003) пишет: «Принято различать следующие виды силы: общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую выносливость. Общая сила – это сила, проявляемая спортсменом безотносительно к специфическим движениям хоккеиста. Специальная сила – это сила, проявляемая спортсменом в специфических движениях, адекватных соревновательным. Абсолютная сила характеризуется предельными силовыми возможностями спортсмена, проявляемыми в движениях глобального характера. Относительная сила, т. е. сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена, является показателем его возможности преодолевать массу собственного тела». Под скоростно-силовыми «качествами» спортивными педагогами понимается способность человека к проявлению значительных величин мышечной силы в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений (В. С. Фарфель, 1948, 1960; Н. В. Зимкин, 1956, 1964; В. М. Дьячков, 196; Ю. В. Верхошанский, 1963; В. П. Филин, 1968, 1970; Ю. И. Смирнов, 1969; В. П. Савин, 2003). Взрывная сила характеризуется способностью спортсмена к быстрому развитию значительных напряжений мышц в рабочем усилии. Силовая выносливость – это способность спортсмена к проявлению мышечных усилий в течение длительного времени (В. П. Савин, 2003).

Скорость (быстрота) чаще всего понимается как способность индивидуума к совершению тех или иных двигательных актов в кратчайшее время (Ю. В. Никонов, 2003). В. П. Савин (2003) под быстротой (или скоростными способностями) понимает «… комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции». Принято различать основные виды скоростных способностей: быстроту простой и сложной реакции; быстроту выполнения отдельных двигательных актов; быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений (В. М. Зациорский, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин, 2000; В. П. Савин, 2003). Некоторые авторы выделяют «взрывную скорость» - способность спортсмена к достижению максимальной скорости движения в кратчайший промежуток времени (П. Твист, 2006).

Выносливость большинством понимается как способность организма к длительному выполнению работы. В. П. Савин (2003) пишет: «Под выносливостью (в широком смысле) понимается способность человека противостоять утомлению в ходе выполнения работы». В спортивной педагогике принято выделять общую выносливость, специальную выносливость, скоростную выносливость. Общая выносливость традиционно определяется по результатам стандартных тестов, каждый из которых имеет свою «стоимость». Специальная выносливость – способность индивидуума к выполнению специфической (по отношению к избранному виду спорта) работы. Скоростная выносливость – способность индивидуума к длительному поддержанию высокой скорости движений.

В теории и методике спортивной тренировки понятие «ловкость» ассоциируется с понятием «координационные способности» (Л. П. Матвеев, 1977; В. П. Савин, 2003). В. П. Савин (2003) считает, что «координационные качества – это способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки». А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин (2000) понимают ловкость, как способность, во-первых, овладевать сложными движениями; во-вторых, быстро обучаться; в-третьих, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Гибкость - это способность индивидуума выполнять различные движения с большой амплитудой (В. П. Савин, 2003; Ю. В. Никонов, 2003). Гибкость определяется морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата: эластичностью мышц, сухожилий и связок, суставных сумок, силой мышц, участвующих в движении; согласованностью рабочих мышц-синергистов и антагонистов; формой суставов; состоянием центральной нервной системы и другими факторами (В. П. Савин, 2003). Тот же В. П. Савин (2003) предлагает выделять активную и пассивную гибкость. Активная гибкость, по его мнению, проявляется в максимальной амплитуде движений различных звеньев тела за счет собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость определяется величиной амплитуды, выявленной путем приложения внешних сил: различных отягощений, усилий партнера.

Исходя из общепринятых представлений о необходимости развития отдельных «физических качеств» спортсмена и силовых «качеств» в частности, в спортивной педагогике разрабатывались методы их развития. В. П. Савин (2003) в своем учебнике пишет: «Основными стимуляторами мышечного напряжения являются: волевое усилие…; внешнее сопротивление выполняемому движению…; кинетическая энергия собственного тела или движущегося снаряда…; электрический ток (электростимулирование). Указанные стимуляторы мышечных напряжений лежат в основе практикуемых в настоящее время методов воспитания силовых качеств. К основным из них относятся следующие: а) повторных усилий; б) максимальных кратковременных усилий; в) прогрессирующих отягощений; г) ударный; д) сопряженных воздействий; е) вариативный; ж) изометрических напряжений; з) электростимуляции».

По мнению того же автора (В. П. Савин, 2003), в силовой подготовке хоккеистов чаще всего используется метод повторных усилий, суть которого заключается в серийном повторном выполнении упражнения с преодолением внешнего сопротивления средней величины. Применяется в хоккее и разновидность данного метода – метод динамических усилий, который диктует выполнение упражнений с предельной скоростью при преодолении внешнего сопротивления «размером» 20-30% от максимума.

Метод прогрессирующих отягощений по объективным и субъективным причинам гораздо реже применяется в тренировках хоккеистов. Его суть состоит в повышении величины внешнего сопротивления в сериях упражнений. Разновидность метода – так называемая «горка» - широко применяется в силовых тренировках легкоатлетов: внешнее сопротивление в сериях упражнений сначала повышается, а затем снижается до исходных величин.

Наиболее эффективным в плане повышения абсолютной силы мышц считается метод максимальных усилий, предполагающий минимальное число повторений в сериях при субмаксимальных и максимальных величинах внешнего сопротивления.

Ю. В. Верхошанским (1970) предложен ударный метод развития силовых «качеств» спортсменов. В основе этого метода лежит стимулирование мышц при использовании кинетической энергии двигающегося отягощения или веса собственного тела.

В. М. Дьячковым (1963) предложен метод сопряженных воздействий, позволяющий развивать силовые «качества» в процессе выполнения специфической (по отношению к избранному виду спорта) тренировочной работы. Этот метод применяется и в подготовке хоккеистов (чаще всего – это выполнение упражнений на льду с утяжеленными поясами, внешними сопротивлениями).

Вариативный метод можно рассматривать как модификацию метода сопряженных воздействий. Его суть - в использовании при выполнении одних и тех же специфических (опять-таки - по отношению к избранному виду спорта) упражнений различных по весу отягощений.

Считается, что высоко эффективен в плане развития силы мышц метод изометрических упражнений. Этот метод спонтанно присутствует в тренировках хоккеистов всех возрастов, но редко применяется систематически.

Метод электростимуляции не нашел широкого применения в спортивной педагогике и в хоккее чаще всего применяется в целях реабилитации спортсменов после травм.

Резюмируя обзор методов развития абсолютной силы, Ю. В. Верхошанский (1980) приходит к следующим выводам: «Метод повторных усилий целесообразен … там, где решающую роль играет величина силы, а быстрота ее проявления не имеет значения. Повторная работа с умеренным отягощением (до 50-60% от максимума) и большим числом повторений способствует увеличению мышечной массы. При большом отягощении (до 90-95% от максимума) и ограниченном числе повторений сила растет быстрее, а прирост мышечной массы выражен меньше. Метод кратковременных максимальных напряжений, увеличивая абсолютную силу мышц без существенного прироста мышечной массы, одновременно совершенствует способность к относительно быстрому проявлению силы».

Исследования ряда авторов (В. М. Дьячков, 1958, 1961; Ю. В. Верхошанский, 1963; И. П. Ратов, 1963; В. В. Кузнецов, 1964, 1967, 1972) свидетельствуют, что при развитии скоростно-силовых качеств необходимо выбирать такие средства, которые одновременно способствуют развитию двигательных качеств и совершенствованию двигательного навыка (техники) данного вида спорта. Методическая концепция развития двигательных качеств в структуре основного спортивного упражнения была реализована в работах Ю. В. Верхошанского (1966, 1970) в форме «принципа динамического соответствия» (обзор В. П. Савина). В идеале, для получения максимального тренировочного эффекта, структуры движений в упражнениях, призванных развить у спортсмена скоростно-силовые «качества», должны соответствовать структурам движений, выполняемых спортсменом в соревновательной деятельности. Так, Л. Персиваль (1957) с этой целью рекомендовал использовать утяжеленную клюшку. В практике тренировки хоккеистов с целью увеличения скорости полета нормальной шайбы при выполнении ударов и бросков, а также быстроты движения крюка с шайбой в процессе выполнения техники «ведения» целесообразно использовать утяжеленные шайбы. Однако по свидетельству В. П. Савина (2003) при использовании в тренировках чрезмерно тяжелых клюшек и шайб нарушается структура движений хоккеиста и не происходит ожидаемого прироста его специальной тренированности. То же самое можно сказать и о практике использования в тренировках хоккеистов утяжеленных поясов, ручных и ножных утяжеленных манжет.

Для развития специальных скоростно-силовых «качеств» эффективен вариативный метод тренировки. Была установлена эффективность вариативного метода (чередование бросков шайбы нормального и утяжеленного весов) для развития скоростно-силовых способностей хоккеистов в бросковых движениях. Указывается на необходимость индивидуального подбора веса утяжеленной шайбы (В. П. Савин, 1974). При этом, выбирая вес тренировочного снаряда и подразумевая необходимость развития быстрой силы, следует помнить, что «вес отягощения и темп движения связаны обратно пропорциональной зависимостью, иначе говоря, увеличение груза приводит к снижению темпа и быстрому развитию утомления. Поэтому в каждом конкретном случае следует выдать их оптимальное сочетание исходя из характера специализируемого упражнения» (Ю. В. Верхошанский, 1980).

Крайне важный момент, игнорируемый хоккейными тренерами во всех возрастных группах и на всех этапах подготовки хоккеистов: в процессе развития быстрой силы применительно к движениям ациклического характера не должно быть места утомлению (Ю. В. Верхошанский, 1980). Воспитание у спортсмена скоростно-силовых «качеств», как и скорости – процесс филигранный и невозможен на фоне утомления. Более того, во избежание извращения тренировочного эффекта от скоростно-силовой работы в дни, когда она выполняется, противопоказана практически любая другая тренировочная работа, направленная на воспитание других физических «качеств». Единственное, что не возбраняется после скоростно-силовой нагрузки (всегда предпочтительнее – предельно специфической!) и дает выраженный положительный тренировочный эффект – спокойная («мягкая») работа над техникой движений.

Считается, что скоростные способности индивидуума обусловлены генетически, трудно поддаются воспитанию, а наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте 12-14 лет (В. П. Савин, 2003). Данное утверждение верно лишь отчасти. Действительно, генотип определяет исходные структурно-функциональные особенности строения организма каждого индивидуума и, в том числе, - структурно-функциональные особенности его двигательной «системы». Но генотип это не стержень, на который жестко нанизаны развившиеся внутриутробно фенотипические признаки. Если бы это было так, все живое лишилось бы одного из основных своих качеств – изменчивости, а, следовательно, просто не смогло бы существовать. Генотип гораздо правильнее представить в виде коридора, в рамках которого возможно развитие организма. Ширина этого «коридора» также задана генетически, но при этом не является абсолютной константой. Такое представление о генотипе лежит в русле гипотезы о функциональности генома (С. Е. Павлов, 2003).

Вопреки сложившемуся в спортивной педагогике мнению, скоростные «качества», как и прочие «физические качества» живого организма абсолютно тренируемы. Только организм должен быть поставлен в такие условия, в которых развиваются именно его скоростные качества, а не сила и (или) выносливость. Принцип – «чем больше, тем лучше», возведенный хоккейными тренерами в абсолютную степень - не просто препятствует воспитанию у хоккеистов «новых» скоростных «качеств», но еще и лишает их изначально у них имевшихся. Так что миф о плохой тренируемости скорости взошел на почве профессиональной безграмотности спортивных педагогов. А «естественный» пик прироста скоростных качеств в 12-14-летнем возрасте вполне объясним гормональными перестройками, происходящими именно в этот возрастной период. К слову: применение уже взрослыми спортсменами гормональных препаратов определенной группы также приводит к росту их скоростных «качеств» (правда, только в том случае, если на развитие этих «качеств» хотя бы в определенной степени направлен тренировочный процесс).

Собственно говорить о воспитании «чистой» скорости некорректно. Даже отсутствие дополнительных внешних сопротивлений не исключает необходимости при выполнении организмом любого движения «включать» в это движение силовой компонент: организм, как минимум, вынужден преодолевать силу тяготения и инертность собственной массы. Поэтому неудивительно, что когда речь заходит о средствах и методах развития скоростных «качеств» спортсменов, спортивные педагоги автоматически «привлекают» в этот арсенал средства и методы воспитания быстрой силы.

Реально набор средств, которые могут быть использованы в воспитании специальных скоростных качеств хоккеистов, достаточно ограничен. Среди них: бег на коньках на короткие дистанции с предельной или околопредельной скоростью; бег на коньках без защитного снаряжения; упражнения на льду, выполняемые с максимальной скоростью; упражнения на льду с облегченной клюшкой; упражнения на льду с облегченной шайбой; броски облегченной шайбы.

Можно определить набор дополнительных средств для развития скоростных «качеств» мышц спортсмена, но эти средства в той или иной степени будут неспецифичны по отношению к основной соревновательной деятельности спортсмена, а, значит, возможность переноса тренированности с этих упражнений на специфические действия спортсмена всегда будет под вопросом. Ю. В. Никонов (2003) утверждает: «… Малая взаимосвязь между отдельными формами проявления скоростных качеств значительно снижает возможность переноса тренированности с одних упражнений на другие. Так, скорость бега на коньках и вне льда не зависят друг от друга, между стартовой и дистанционной скоростью также нет взаимосвязи, поэтому развивать их и совершенствовать надо целенаправленно…».

Определены условия выполнения спортсменами скоростной работы: «Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы при их завершении скорость, несмотря на утомление, не снижалась» (В. М. Зациорский, 1966). В. П. Савин (2003) пишет: «Важное значение имеют режимы выполнения скоростных упражнений. Продолжительность каждого упражнения не должна превышать 20-22 с … Интервал между упражнениями должен быть таким, чтобы к моменту повторения упражнения обеспечить, с одной стороны, восстановление хоккеиста, с другой – оптимальную возбудимость его ЦНС. Экспериментально установлено, что оптимальный интервал между пробеганием отрезков 100 м равен 8 мин, 30 м – 1,5-2 мин».

Есть еще ряд принципов воспитания скорости, о которых должны знать и помнить тренеры. Скоростная работа, выполненная на фоне острой или хронической усталости (равно как и на фоне недовосстановления) не только не приведет к желаемому эффекту, но и может катастрофически усугубить неблагополучное состояние спортсмена, в отдельных случаях приводя его к перетренировке. Работа на выносливость и абсолютную силу «убивает» скорость. После скоростных и скоростно-силовых тренировок организму спортсмена требуется гораздо больше времени на восстановление, чем после занятий со средней интенсивностью тренировочных нагрузок.

О выносливости и ее воспитании у спортсменов написаны сотни книг и тысячи статей. В спорте – это самая разработанная тема и потому нет особых причин углубляться в нее в данной работе. Есть только один момент, который необходимо уточнить. Не существует «общей выносливости», как нет «локальной выносливости», которую, копируя западных исследователей, сегодня пытаются изучать некоторые из отечественных спортивных педагогов. Выносливость, как и другие «физические качества» организма, абсолютно специфична и проявляется в наибольшей степени в том виде двигательной активности, в котором она тренируется. Это обусловлено законами физиологии! Соответственно: если речь идет о повышении выносливости хоккеиста применительно к его игровой деятельности, так и тренировать ее нужно на льду, а не в кроссовом беге, имеющем отличный от бега на коньках рисунок движений и обеспечивающемся иными структурно-функциональными компонентами организма.

Потенциальные координационные способности человека заданы генетически и могут быть в большей или меньшей степени реализованы им в процессе жизнедеятельности. Координационные способности зависят, во-первых, от изначальной способности центральной нервной системы создавать и сохранять в памяти сложные межнейронные связи, во-вторых – от врожденных и развитых свойств нервно-мышечного аппарата. Эти «запрограммированные» способности не проявляются сами по себе. Их проявление обусловлено характером жизнедеятельности человеческого организма. В спорте это - специфика тренировочной работы. Считается, что чем больше двигательно-координационный арсенал спортсмена, тем успешнее данный спортсмен может быть в видах спорта, требующих проявления координации. Это лишь отчасти верно. Каждый вид спорта требует своего относительно ограниченного, специфического набора движений, обеспечивающего успешность соревновательной деятельности. И конечно же: успешность освоения техники спортивных движений во многом зависит от координационных способностей атлета.

Когда спортивные педагоги говорят о гибкости, то подразумевают в подавляющем большинстве случаев степени свободы и амплитуду движений связочно-суставного аппарата человека. Но амплитуда движений человека зависит во многом от эластических свойств мышечно-сухожильного аппарата. Неэластичные, «забитые» мышцы способны не только значительно ограничивать амплитуду движений, но еще и препятствовать выполнению организмом уже даже привычных для него сложнокоординированных движений. Поэтому упражнения на гибкость в обязательном порядке должны выполняться как минимум в начале (после разминки) и в конце каждой тренировки – не важно, проходит ли тренировка на льду или в зале. Конечно, хоккеистам не нужна гибкость художественных гимнасток. Более того, необходимость ведения на ледовой площадке силовых единоборств обуславливает определенную степень ограничения амплитуды движений связочно-суставного аппарата человека. Хоккеисту в большей степени нужны «тугие суставы» (термин из спортивной травматологии), способные выдерживать постоянные столкновения и перегрузки. Но, в то же время, амплитуда их движений должна быть достаточной для выполнения требуемых для игры в хоккей технических элементов.

Средства воспитания «физических качеств» хоккеистов достаточно подробно описаны в учебнике «Теория и методика хоккея» В. П. Савина (2003). Упражнения, которые могут применяться для развития «физических качеств» игроков в хоккей описаны и проиллюстрированы в монографии «Хоккей: теория и практика» П. Твиста (2006) и в книге отечественных авторов М. П. Шестакова, А. П. Назарова, Д. Р. Черенкова «Специальная физическая подготовка хоккеистов» (2000). Более того, тренировочные средства и упражнения бесконечно могут быть дополнены самими тренерами. Но для достижения более высокого уровня тренированности недостаточно правильно выбрать тренировочные средства. Следует знать, в каком соотношении и в каких режимах используются в тренировочном занятии для достижения наибольшего эффекта избранные средства и методы. Чрезмерное (по объему и интенсивности) увлечение использованием в тренировке дополнительных средств и методов приводит к их доминированию над основными средствами и методами тренировки и к смещению акцента тренировочного эффекта. Правильное распределение средств и методов тренировки – это уже вопросы методики построения каждого тренировочного занятия в отдельности и тренировочного процесса в целом. Однако эффективные методики тренировок - это то, чего реально нет в современной спортивной педагогике, но что в обязательном порядке должно быть создано. Причем создано на основе и с учетом знаний законов физиологии. В противном случае реальное управление тренировочным процессом и его эффектами так и останется в области фантазий спортивных педагогов.

Казалось бы с «физическими качествами» и методами их развития все достаточно ясно. Но на самом деле упомянутых выше самостоятельных «физических качеств» не существует. Есть отдельные характеристики сокращения отдельных мышц (в том случае, если эти «сокращения» изучаются в стандартизованных лабораторных условиях) или характеристики отдельных движений и целых двигательных актов сложного анатомо-физиологического механизма, которым, по сути, является человеческий организм. Более того, все эти характеристики в реальных движениях человека взаимосвязаны и взаимозависимы. И эта зависимость далеко не всегда положительна. Например, при преодолении значительных внешних сопротивлений снижаются характеристики координационной составляющей движения. Чем больше прилагаемое усилие, тем меньше скорость движения и его амплитуда (вынужденно ограничивается активная гибкость). Развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела. Вместе с тем, увеличение «быстрой» силы сопровождается приростом показателей быстроты движений как отягощенных, так и свободных частей тела. При этом серьезными исследователями, изучавшими особенности проявления «быстрой силы», всегда отмечалась сложная взаимозависимость скорости и силы (А. Н. Воробьев, 1977). Рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений. Увеличение любого из силовых показателей не обеспечивает прироста силовой или скоростно-силовой выносливости (Шестаков М. П., Назаров А. П., Черенков Д. Р., 2000). Таким образом, взаимосвязи и взаимозависимости проявления и развития отдельных «физических качеств» по целому ряду причин не линейны и не могут быть представлены в упрощенном виде, как это пытается делать сегодня абсолютное большинство спортивных педагогов.

В педагогической среде с давних пор бытовало абсолютно безосновательное мнение о том, что тренировка, направленная на развитие силы, способствует и совершенствованию быстроты (Д. М. Иоселиани, 1955; J. Kusinitz, C. Keeney, 1958; В. М. Дьячков, 1958, 1961; A. Hunold, 1961; В. П. Филин, 1962; В. В. Кузнецов, 1964, 1965; Н. А. Масальгин, 1966; Л. Н. Матвеев, 1967). К мнению ученых в те времена прислушивались, а потому нет ничего удивительного в том, что с ними были солидарны и тренеры-практики: А. В. Тарасов (1957, 1972) считал силу рук одним из важных факторов увеличения скорости вылета шайбы при выполнении бросков и ударов; Б. Майоров (1968) писал, что для того, чтобы хорошо бросить шайбу, нужно иметь сильные кисти рук.

Но уже в те годы в многочисленных исследованиях была обнаружена несущественная зависимость между скоростью движения и абсолютной силой мышц (F. Henry, 1965; D. Clarke, 1960; F. Henry, J. Whitley, 1961; D. Clarke, F. Henry, 1961; L. Smith, 1961; L. Smith, J. Whitley, 1963; J. Whitley, L. Smith, 1963). Целый ряд исследований свидетельствовал о специфичности характера силового проявления, определяемой спецификой вида спорта, уровнем спортивного мастерства, величиной и характером преодолеваемого внешнего сопротивления (А. А. Янчевский, 1958; С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, 1965; Ф. М. Талышев, 1966; Н. А. Мосальгин, 1966; В. Ф. Бабанин и др., 1971). Было замечено, что статическая и динамическая сила не связаны между собой (А. С. Степанов, М. А. Бурлаков, 1963; В. И. Царапкин, 1968), причем изометрическая тренировка может не иметь положительного переноса на динамический режим (Meadous, 1959; R. Berger, 1960, 1962; F. Petersen, 1961, 1964; Weber, 1962; C. Gardner, 1963; F. Lindenburg, 1964), в то время как динамическая сила в большей мере связана с двигательными способностями, чем статическая (L. Larson, 1940, 1941; R. Berger, 1967). Наиболее прогрессивным спортивным педагогам (В. М. Дьячков, 1958, 1961; В. М. Дьячков, Г. И. Черняев, 1961; Ю. В. Верхошанский, 1963; И. П. Ратов, 1963; В. В. Кузнецов, 1964, 1967, 1972) давно уже было ясно, что при подготовке спортсменов необходимо подбирать такие средства, которые одновременно способствуют развитию двигательных качеств и совершенствованию двигательного навыка (техники) данного вида спорта (обзор В. П. Савина).

Таким образом, выделение в теории и практике спорта тех или иных «физических качеств» недопустимо. Конечно, можно отыскать примеры проявления большинства упомянутых «качеств» в абсолюте (например, достижение максимальных силовых показателей в том или ином упражнении, выполненном в изометрическом режиме). Но в самой спортивной деятельности «физические качества» всегда выступают в комплексе не целиком, а своими востребованными в этой деятельности долями. И этот комплекс с долевым участием «физических качеств» направлен на достижение некоего конкретного результата спортивной деятельности. Из сказанного следует постулат: абсолютные «физические качества» никогда не востребованы в спорте.

Казалось бы, какая разница, как что называть. Но в определении предмета всегда скрыто представление о его сущности и это представление определяет, в том числе - отношение к данному предмету и методические основы «работы» с данным предметом. Так, представление о наличии у спортсмена отдельных «физических качеств» формирует в сознании тренера понимание необходимости работы над этими «качествами». В соответствии с этим он выбирает такие средства, методы и методики, которые способствуют развитию «требуемых», по его мнению «качеств» и получает соответственный результат: при благоприятных тому обстоятельствах, его подопечные через определенный период начинают демонстрировать гораздо лучшие результаты в «общей физике». Потом тренер бесконечно долго ждет, когда же приобретенные «качества» скажутся в игре. А когда его команда раз за разом безнадежно проигрывает, начинаются разговоры про недостаточный психологический настрой команды, нежелание хоккеистов играть и т. п. Кстати, Валерий Харламов в своей книге еще в 77-м году написал: "Я был на Кубке Стэнли, я участвовал в матчах с канадцами. Я могу констатировать, у нас неизвестно что на первом месте, штанга или хоккей. А у канадцев и на первом месте хоккей, и на втором хоккей, и на третьем..." (В. Харламов «Хоккей – моя стихия», 1977).

Коротко – об «общей физической подготовке». Прежде чем ответить на вопрос, а нужна ли вообще спортсмену «общая физическая подготовка» (ОФП), следует понять: а что это такое? Сам термин ОФП – родом из физической культуры, основной целью которой является гармоничное (всестороннее) физическое развитие личности. Гармоничное развитие человека – вне всякого сомнения, достойная цель и всячески должна приветствоваться, когда речь идет о людях, не имеющих отношения к спорту. В спорте же речь всегда идет о специфическом развитии, которое требуется для достижения желаемых спортивных результатов. Можно было бы вообще не рассматривать вопрос о нужности или ненужности «ОФП» в подготовке спортсменов, если бы изначально физкультурные принципы «общей физической подготовки» не вступали бы в противоречия с принципами специальной подготовки спортсменов. И эти противоречия «произрастают» не из неких представлений о физической культуре и спорте, а из законов природы (закона сохранения энергии – в частности) и законов физиологии (в том числе - закон об абсолютной специфичности любой деятельности). Первый закон в популярном изложении гласит: «Если в одном месте что-то прибавится, в другом – обязательно убудет». Согласно второму закону – не может быть работы «вообще» (любая деятельность живого организма характеризуется специфичностью структурно-энергетического обеспечения и приводит к специфическим срочным и отсроченным реакциям организма) и, соответственно, не может быть и «общей физической подготовки». Внешняя схожесть средств и методов, используемых в физической культуре и спорте не дает тренеру права считать, что эффекты «ОФП» будут положительно «перенесены» на «специальную тренированность». В спортивной подготовке необходимо применять средства, методы и методики, обеспечивающие рост специальной тренированности спортсмена. И эти средства и методы тренер всегда должен выбирать исходя из специфики основной спортивной деятельности своих подопечных.

Практически в любой публикации, посвященной той или иной проблеме спорта, можно найти заезженный постулат о единстве всех сторон подготовки спортсменов. Но в 99,9% случаев это – лишь красивая фраза, за которой больше ничего нет. На деле абсолютно выделены и разделены как глобальные «направления» процесса подготовки атлетов – педагогический, медико-биологический, психологический (причем последние два с легкостью «выбрасываются» тренерами любого уровня), так и его педагогическая составляющая (различные «стороны» спортивной подготовки). Это - результат непонимания и игнорирования спортивными педагогами закона о системности и целостности любых процессов, происходящих в организме спортсмена. Выделяя «физическую» составляющую подготовки атлетов, да еще и разделяя ее на «части», невозможно управлять процессом специальной подготовки спортсменов в целом. Если же в подготовке спортсменов вообще и хоккеистов в частности отталкиваться от системных физиологических реалий и расценивать проявляемые игроками в специфической деятельности (на льду) «физические качества», как характеристики этой самой деятельности, то становится понятным, что именно специфика игры в хоккей обуславливает требования к специфике тренировочных нагрузок, в том числе, тогда, когда речь идет о необходимости улучшения тех или иных «физических» характеристик игроков. Думающий тренер рано или поздно приходит к мысли о необходимости целенаправленного выбора средств и методов, в том числе, - «физической подготовки», перестает рассматривать последнюю как самостоятельное направление спортивной тренировки (единственная цель которой, в представлении большинства современных хоккейных тренеров - повышение абстрактной «физики»), признавая и принимая единство различных сторон подготовки спортсмена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.