«Предложения по реформе высшего образования в России»

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс

Открытое письмо министру образования и науки А. А. Фурсенко
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Екатерина Новикова

Существующее положение
Высшее образование в России в глубоком кризисе. Если не принять срочных мер, то в ближайшие десять лет оно будет полностью разрушено. Высокий престиж российского высшего образования как у нас в стране, так и за рубежом сохраняется в основном по инерции.

Качество высшего образования уже сейчас неуклонно снижается. Снижается уровень студентов, снижается квалификация преподавателей, уменьшается уровень технического обеспечения образовательного процесса. В результате выпускники вузов все меньше соответствуют привычному образу специалиста с высшим образованием. Причины подобного положения дел общеизвестны. Стремление сохранить сложившийся за десятилетия фасад высшей школы (бесплатность, общедоступность) при резком уменьшении государственных ассигнований на высшее образование может привести к очень опасным последствиям.

1. Уровень преподавания
Средний возраст преподавателей вузов уже приближается к пенсионному. Молодежь не хочет идти в преподаватели, так как зарплата смехотворно низка, а затраты труда требуются большие. В результате отсутствия конкуренции уровень преподавателей катастрофически падает. Многие ведущие специалисты уходят из вузов. Оставшиеся вынуждены подрабатывать (в лучшем случае - научной работой, в худшем - коммерцией). Преподавание они рассматривают как бесплатное хобби, как средство остаться под крышей вуза. Преподаватели пенсионного возраста остаются в вузе только затем, чтобы иметь прибавку к пенсии. Преподаватели практически полностью лишены возможностей карьерного роста. Зарплата преподавателя не зависит ни от количества учебных часов, ни от проводимой им методической работы, ни от результата работы. В результате требования к студентам постоянно снижаются.

2. Уровень технического обеспечения учебного процесса
Здания вузов в подавляющем большинстве сильно изношены, требуют регулярного ремонта. Также сильно изношены коммуникации. Требует замены мебель. Все это не способствует качеству учебного процесса.

Обеспечение вузов современной техникой находится на крайне низком уровне. Даже ведущие технические вузы не могут обеспечить достойной технической поддержки учебного процесса. Имеющееся оборудование устарело, требует срочной замены. Технического персонала вузов (инженеров, техников, лаборантов) крайне недостаточно, что связано в первую очередь с низкой оплатой труда.

3. Уровень студентов
Увеличившееся количество вузов существенно уменьшило конкурс даже в ведущие вузы. Даже если конкурс велик, качество абитуриентов заметно снизилось. Многие абитуриенты рассматривают вуз как средство уклонения от службы в армии и как средство повышения своего общественного статуса. Они не заинтересованы в получении знаний и в дальнейшей работе по специальности, полученной в вузе. Тем более, что высшее образование вовсе не гарантирует им большей зарплаты, более квалифицированного и творческого труда.

Многие студенты совмещают учебу в вузе с работой, что способствуют их пренебрежительному отношению к учебе и преподавателям. Школьная программа не вырабатывает у абитуриентов умения самостоятельно мыслить, это затрудняет обучение в институте. Целью обучения в вузе для студентов становится не получение знаний, а более или менее успешная сдача экзаменов, после чего о полученной информации можно забыть. Перестройка школьной программы - это отдельная тема, не менее больная. Таким образом, меры по спасению высшей школы надо принимать срочно, иначе будет поздно, и гордиться нам уже будет нечем.

Предлагаемые меры
Меры надо принимать как финансовые, так и организационные.

1. Резкое увеличение расходов на образование
Необходимо резко повысить зарплату преподавателей вузов и технического персонала. Невозможно ничего требовать от человека, получающего 3-5 тысяч рублей (100-160 долларов) в месяц. Такой низкой зарплаты не имеют даже преподаватели в гораздо более бедных странах, чем Россия. Одноразовое увеличение должно быть как минимум в 3 раза с последующим опережающим ростом. Иначе через 10 лет преподавателей просто не останется.

Такое же увеличение расходов требуется на содержание вузов, на закупку оборудования и развитие вузовской науки. Без этого даже высокооплачиваемые преподаватели не смогут обеспечить нужного уровня образования.

Откуда взять деньги?
Можно предложить несколько источников финансирования:

  • Существенное увеличение в бюджете страны доли социальных расходов. В других странах эта доля в несколько раз больше, чем в России (она доходит до 60% против 10% в российском бюджете). Только на одно образование Германия и Япония после второй мировой войны тратили до 40-50% своего бюджета.
  • Возможно введение дополнительного социального налога на граждан (до 10%). Низкооплачиваемые могут от этого налога освобождаться.
  • Переход на частично платное образование. Абитуриентам предоставляются целевые беспроцентные кредиты на обучение в вузе, которые необходимо вернуть в течение 10 лет. Надо предусмотреть льготы по возврату кредита для низкооплачиваемых, для успешно обучающихся, для работающих после вуза по специальности и т.д. Это общепринятая мировая практика.
  • Снижение доли государственных вузов. Ведущие вузы остаются государственными, остальным дается свобода выбора — переход на местные бюджеты, приватизация, поиск спонсора и т.д.

2. Реорганизация системы высшего образования
Прежде всего необходимо уменьшать количество вузов, качество обучения в которых гарантируется государством. Диплом государственного образца должны выдавать только государственные вузы. Другие вузы (коммерческие, частные, муниципальные, республиканские) должны сами зарабатывать себе репутацию, не ссылаясь на государство. Сейчас престиж диплома резко падает, так как дипломы выдают любые институты и филиалы, прошедшие несложную процедуру аккредитации.

Количество государственных вузов надо сокращать в несколько раз. Многие институты просто морально устарели, их специалисты стали не нужны. Другие деградировали в условиях отсутствия конкуренции. Всем вузам, освобождаемым от государственной поддержки, предоставляется свобода выбора формы собственности и источников финансирования.

Оставшиеся государственные вузы необходимо разбить на 2-3 категории, различающиеся прежде всего уровнем финансирования. Категория вуза должна указываться в дипломе. К высшей категории должно принадлежать не более нескольких десятков всемирно известных вузов. При принятии решения о сохранении государственного статуса и о присвоении вузам категорий надо руководствоваться экспертными оценками ведущих отечественных специалистов, государственных структур, зарубежных специалистов.

Критерий - престиж диплома данного вуза в настоящее время. Переаттестацию вузов надо повторять не реже, чем один раз в 3-5 лет.

Система зарплаты преподавателей также требует существенного пересмотра. Главный принцип - уход от уравнительной системы.

Зарплата должна зависеть от количества учебных часов, от количества подготовленных учебных пособий, от количества подготовленных студентов. К примеру, должна быть исключена ситуация, когда преподаватель, имеющий нагрузку 30 учебных часов, и читающий лекции 10 студентам, получает столько же, сколько преподаватель с учебной нагрузкой 800 часов, обучающий 50 студентов и регулярно издающий учебные пособия. Должны быть установлены жесткие рамки количества часов, количества студентов и количества учебных пособий. Преподаватели, не укладывающиеся в эти рамки должны оформляться на неполную ставку или же на дополнительную ставку.

Зарплата должна зависеть от преподавательского стажа (нужны три категории - до 5 лет, от 5 до 10 лет, свыше 10 лет). Увеличение зарплаты при увеличении стажа - не менее 10%. Зарплата должна зависеть от должности (ассистент, доцент, профессор), от ученой степени и ученого звания. Необходимо отойти от жесткого соответствия должности и ученой степени. К примеру, доцентом может быть талантливый преподаватель, не имеющий степени кандидата наук, а профессором — не имеющий степени доктора наук. Зарплата должна зависеть от категории вуза. К примеру, доцент вуза высшей категории должен получать на 10-20% больше, чем доцент вуза первой категории. Наконец, внутри одного вуза может предусматриваться дифференциация зарплат между факультетами, кафедрами или отдельными преподавателями.

В результате каждый преподаватель будет иметь материальный стимул для постоянного повышения своего уровня. Конкурс на замещение вакантных должностей преподавателей перестанет быть пустой формальностью. После увеличения зарплаты необходимо повысить требования к преподавателям, потребовать от них преподавания на уровне лучших мировых образцов с использованием новейших технических достижений. По результатам аттестации преподаватели, не соответствующие требуемому уровню, должны быть уволены.

Только в случае реализации данного минимального набора мер у нас есть шанс сохранить наше высшее образование!