Комментарий специалиста к статье: «ВЛАДИСЛАВ БАБАНОВ: «РУКИ МОРОЗОВА НАЗЫВАЛИ РЕЗИНОВЫМИ»»

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс
 Статья из источника: sport.business-gazeta.ru

 

«– В каком возрасте уже можно понять, что у ребенка не получается, и хоккей - не его вид спорта?

– Сейчас и в программе академии прописано, и в Советском Союзе было так, когда чемпионаты начинались в 12-13-летнем возрасте. Это возраст, когда можно уже определить, что ребенку не надо заниматься этим видом спорта. Может, он и играет в третьем звене, но если не попадает в топ-20 мальчишек команды, то нет смысла дальше продолжать заниматься. Базовые знания он получит, сможет понимать игру, будет физически крепким, обладать элементами акробатики, потому что мы активно продвигаем это, но именно в хоккее у него дальше мало шансов».

Грамотные тренеры могут увидеть наличие или отсутствие предрасположенности ребенка к занятиям тем или иным видом спорта еще на начальных этапах спортивной подготовки. Но следует помнить, что безграмотно построенный процесс спортивной подготовки легко может превратить самого талантливого ребенка в обычного бесперспективного спортсмена. А грамотно подготовленный «середнячок» в хоккее вполне может достичь самых больших вершин – подтверждений этому полно и в отечественном, и в мировом хоккее.

Профессионалы в области хоккея утверждают, что реально оценить перспективы юного хоккеиста можно лишь в 15-16 лет, и то, только в том случае, если он к этому времени будет обучен основным технико-тактическим компонентам игры в хоккей. Именно индивидуальная и командная технико-тактическая подготовка хоккеиста – реальная «база», которая должна лежать в основе многолетнего воспитания высококвалифицированных игроков в хоккей. Акробатические упражнения могут и должны использоваться в тренировках хоккеистов, но, как и прочие неспецифические для хоккея упражнения, они являются дополнительными и не определяют уровень мастерства хоккеиста. Тренерам, считающим, что основа мастерства хоккеистов – их «физические качества» – следует понять, что они этим своим мнением расписываются в собственной профессиональной безграмотности. К слову, о «физических качествах» хоккеистов: А.С.Павлов в своей книге «Скорость и скоростная выносливость хоккеистов» (2017) приводит свидетельство из статьи В.С.Кузнецова «Крупным планом Уэйн Гретцки» (1988): «В физическом отношении Гретцки действительно можно назвать хилым … По результатам теста на физическую силу, проведенного среди игроков «Эдмонтона» …, Гретцки оказался на последнем месте».

«– Вы согласны с тем, что наша методика работы с детьми, которая появилась еще в Советское время, устарела?

– То, что было написано тогда, актуально и сейчас. Нельзя сказать, что устарела. Просто раньше базовые вещи прописывались для подросткового возраста – 13 - 14 лет. Сейчас детский спорт помолодел, мы проводим наборы уже с пятилетнего возраста. Для чего? Чтобы завлечь детей, выбрать наиболее перспективных, у которых есть предрасположенность к этому виду спорта. В Альметьевске помимо хоккея культивируется еще порядка 50 видов спорта, и если мы будем набирать детей в десятилетнем возрасте, то можем просто опоздать. Поэтому нам сейчас необходима методика подготовки с пяти лет»

Чтобы оценить актуальность методики подготовки хоккеистов прошлых лет, следует, в первую очередь понимать не только ее суть и не только правильно оценивать приносимые ею результаты, но и знать, на какой основе она возникла, а также в совершенстве владеть комплексом современных знаний о законах, принципах и методах подготовки спортсменов! И только глубочайший анализ всех прежних и новых имеющихся научных и практических данных позволяет строить эффективные методики многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов. Выполнение такой работы однозначно не под силу коллективу одной или даже нескольких спортивных школ. Такую работу должны выполнять специалисты. Вопрос: где таких специалистов найти?

«– Говорят, что в Северной Америке дети в 12-летнем возрасте тренируются два-три раза в неделю. Это правильно?

– Это спорное мнение. Я разговаривал со старшим тренером провинции Квебек, он отвечает за подготовку молодежи в специализированных школах. Могу сказать, что тренируются они очень много»

Ошибочная информация! Дети в Канаде и Северной Америке тренируются гораздо реже и меньше, чем дети того же возраста в хоккейных школах России. Но тренировочные нагрузки канадцев во всех возрастных группах более специфичны и целенаправлены, что и обеспечивает рост их хоккейного мастерства.

 «– Нужно ли тренировать детей по семь раз в неделю?

– Практика показывает, что нужно. Если сравнивать нашу подготовку с североамериканской, то мы многие вещи боимся делать. Мы боимся работать на высоком пульсе, так как по методологии это плохо сказывается на здоровье. Мы не тренируемся на пульсе 200-240. Канадцы применяют это, начиная с 10-летнего возраста. Они применяют всё то, что в своё время применял Анатолий Тарасов в своих тренировках – и с детьми, и с командой мастеров, и со сборной. Они у нас взяли всё хорошее. Мы, почему-то, оберегаем детей, но ни к чему хорошему это не приводит. В 17-летнем возрасте канадцы превосходят нас физически».

Тезис о необходимости тренироваться семь раз в неделю – следствие профессиональной безграмотности тех, кто считает себя тренером! Основа роста тренированности спортсмена в любом возрасте – оптимальное сочетание целенаправленных тренировочных нагрузок и отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление организма. Тренировочная работа в спорте должна совершаться не ради самой работы, а для повышения специальной тренированности спортсмена и его спортивного результата. Восстановление после оптимальных и целенаправленных нагрузок – основа роста специальной тренированности спортсмена и его спортивных результатов. Законы протекания восстановительных процессов описаны во многих серьезных трудах и в том числе - нами. Именно эти законы диктуют частоту и число тренировочных занятий в недельном микроцикле - в зависимости от возраста и спортивной квалификации спортсменов, а также  объема и интенсивности используемых в их тренировках нагрузок. Обладатели физкультурных дипломов, не знакомых с этими законами не имеют права работать тренерами!

Г-н Бабанов! Не надо прикрываться именем Анатолия Тарасова. Вы, может быть, лишь отдаленно слышали о его методах работы с мастерами и вообще ничего не знаете о его методах работы с детьми!

Не надо быть специалистом в хоккее, чтобы увидеть, что молодые канадцы превосходят наших ребят в первую очередь – в хоккейном мастерстве. А что касается «физического превосходства», то тут нашим нет равных в мире. Из чего и следует делать выводы!

Правильно делают те, кто боится загонять юных (и не только!) хоккеистов в сверхпредельную «пульсовую зону»! Тренировочная работа на пульсе более 200 неизбежно приводит к практическому исчезновению диастолы (обеспечивающей расслабление сердечной мышцы и полноценное наполнение кровью предсердий и желудочков), гипоксии миокарда, нарушению функций сердца, острому или хроническому повреждению кардиомиоцитов и в крайних случаях – фибрилляции желудочков и остановке сердца. Обо всем этом (и еще о многом другом, что необходимо знать профессиональному тренеру!) г-н Бабанов обязан был узнать в рамках цикла «Спортивная медицина», являющемся обязательным предметом любого физкультурного ВУЗа страны. Но проблема в том, что, очевидно, г-н Бабанов (игравший в хоккей на профессиональном уровне до 23 лет), как и многие профессиональные спортсмены, в ВУЗе лишь числился, а его диплом не подтвержден профессиональными знаниями. Это – вообще колоссальная проблема отечественного спорта! Следует понимать, что даже спортсмен, достигший максимальных высот в избранном виде спорта – вообще не тренер! Тренерская профессия предполагает наличие у человека огромного комплекса специальных знаний. Более того: это должны быть современные знания! К сожалению, современные знания, необходимые тренеру, сегодня невозможно получить ни в одном физкультурном ВУЗе России – в лучшем случае студентам этих ВУЗов предлагается освоить представления о подготовке спортсменов 40-50-летней давности, которые в неизменном виде кочуют из учебника в учебник. Получается, что нынешние дипломы физкультурных ВУЗов (даже – магистерские, не говоря уже о дипломах бакалавров) – фикция. Но эти дипломы, тем не менее, являются «законным пропуском» для работы в спортивных школах, клубах и т.п. Проблемы современного спортивного образования не решаются и на курсах повышения квалификации тренеров, поскольку на этих курсах преподаются все те же давно замшелые «знания». Но, кстати: почему к иностранным тренерам, приглашаемым на работу в Россию, не предъявляются те же требования, что и к отечественным соискателям тренерских должностей? Почему этим «специалистам» (говоря о большинстве из них, как о «специалистах» в области спорта, просто необходимо ставить кавычки), в отличие от российских граждан, не нужен диплом о высшем физкультурном образовании, соответствующий принятым у нас стандартам?

«– Есть ли в Альметьевске проблемы с набором детей?

– Мы каждый год ходим по детским садам, клеим объявления, проводим собрания. Детей очень много приходит, но есть одна проблема. Очень много детей со слабым здоровьем. Именно в Альметьевске. Не знаю, с чем это связано, но их тут много.

– Какими именно проблемами?

– Проблемами с сердцем. Не знаю, может это специфика региона, потому что в Казани тоже жалуются на это. Возможно, это связано с образом жизни в семье»

Причины «проблем с сердцем» у юных спортсменов связаны не с «образом жизни в семье», а с безграмотностью людей, работающих «тренерами» в детских спортивных школах и использующими в подготовке своих подопечных тренировочные нагрузки, превышающие их разумный максимум, как по объему, так и по интенсивности. В связи с этим можно с абсолютной уверенностью предсказать, что воспитанники хоккейных школ указанных г-ном Бабановым регионов не достигнут высот в хоккее.

«– Морозов уже на вашем уровне выделялся?

– Он был игровиком, очень хорошо понимал игру. У него было умение реализовывать моменты, обладал задатками снайпера. Мы его руки называли резиновыми. Этим он очень сильно выделялся.

– Говорят, он физически был хорошо развит?

– Он был очень высоким, но главным его качеством была голова»

Вот и ответ на вопрос: кого и как надо воспитывать в хоккее!